Содержание

Налоговая политика

Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран.

Применение российского режима налогообложения, известного иностранным инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать хитроумные схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.

Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ. Прежде всего активизирует­ся деятельность частного сектора, расширяется выход на внешние рынки и облегчается доступ к новым технологиям и методам уп­равления. В этом случае больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования. Кроме того, приток предпринимательского капитала не увеличивает раз­мер внешней задолженности.

Следует отметить ещё, что развитие нормативной базы по налогообложению иностранных юридических лиц проходит в основном за счёт принятия большого числа подзаконных актов, которые по сути не являются нормативными документами, а носят рекомендательный характер. Их множественность и постоянное изменение создаёт у иностранных партнёров, кроме того, ощущение хронической нестабильности налогового регулирования.

Между тем, применение существующих норм законодательства и международных договоров на практике затруднено, ввиду недостаточного уровня образования налоговых инспекторов на местах по этим вопросам.

Пока экспортёры страдают, как и вся экономика от плохого налогового режима и высоких страховых рисков, но всё же в состоянии благополучно существовать благодаря включённости в мировую экономику и финансовую систему. Условно, они могут продолжать жить при нынешней системе, успешно лоббируя свои налоговые интересы в законодательной и исполнительной власти.

Высказываются более пессимистические мнения. Сожалеют о том, что Россия значительно отстала в своём понимании вопросов международного налогообложения. И что весь положительный опыт, накопленный российской налоговой системой на данном этапе, сводится лишь к одной из сторон международного налогообложения – к налогообложению нерезидентов России. Сама же налоговая система России не интегрирована в совокупность мировых налоговых систем. А наличие значительного числа соглашений само по себе не означает готовность налоговой системы существовать на равных с налоговыми системами других стран.

Налоговая полиция вернула в бюджет за 2000 год 45 миллиардов рублей. На один вложенный рубль налогоплательщика на содержание налоговой полиции как бы отработано 24 рубля.

В целом характеризуя законодательство в области налогообложения иностранных компаний, можно сказать, что с каждым годом оно становится всё более приближённым к западным стандартам. Однако при всём приближении к западным стандартам в российском законодательстве существуют уникальные моменты, не имеющие аналогов в других странах (как, например, положение о необложении доходов иностранных юридических лиц по внешнеторговым контрактам, по которым право собственности переходит за территорию России).

В прессе встретил такой интересный вопрос и не менее интересный ответ на него:

Не связано ли бегство капитала с ослаблением налогов на физические и юридические лица?

- Деятелю инвестиционной сферы положено читать налоговое законодательство и знать, что программа Правительства предусматривает серьезное снижение налогового давления именно на юридические лица. Во-первых, это изменение системы расчета себестоимости. Раньше многие жизненно важные для производства расходы принудительно загонялись в прибыль. Сейчас государство сделало очень большой шаг к тому, чтобы относить их на себестоимость и тем самым снижать налогообложение предприятий. Во-вторых, социальный налог по пониженной ставке очень серьезно снижает налогообложение предприятий. В-третьих, отмена налогов с оборота очень серьезно снижает налогообложение очень большой массы предприятий, которые потребляют мало бензина. Поэтому бегство капитала связано с общей неразумностью политики. В этом автор вопроса прав, потому что не от инфляции и бюджетного дефицита, а от глупости они бегут в первую очередь.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Прочитайте также:

Западные модели учета. Виды учета в зарубежной практике
Финансовый учет (financial accounting) охватывает учетную информацию, которая, помимо использования ее внутри фирмы руководством, сообщается тем, кто находится вне организации. Управленческий учет (management accounting) охватывает все ...

Теория системного подхода к организациям как идея для достижения эффективного управления
По мере того, как развивается промышленная революция, рост крупных организационных форм бизнеса стимулировал появление новых идей относительно того, как предприятия функционируют и как нужно ими управлять. Сегодня имеется разработанная тео ...

2021 : www.suncg.ru : (c) Все права защищены законодательством!