Содержание

Особенности российских ВИНК

Для российской нефтяной промышленности, обладающей всеми стадиями нефтяного цикла, реформирование путем создания ВИНК правильно, но вместе с тем существует ряд характерных отличий классических вертикально-интегрированных компаний от российских в их теперешнем состоянии.

Во-первых, западные компании росли органично под воздействием рыночных сил, отвечая на запросы и вызовы потребителя и регулирующих мер государства. Каждая из существующих компаний прошла через серию слияний и продаж своих дочерних структур, которые продолжаются и поныне. Российские же компании были созданы одномоментно в соответствии с президентскими и правительственными нормативными актами под уже готовую и проверенную жизнью, правда, в других экономических условиях, идею. В их со­ставе объединились предприя­тия, десятилетиями функцио­нировавшие в рамках различ­ных министерств и ведомств в условиях централизованно планируемой, разобщенной в отраслевом отношении эконо­мики. При этом набор объеди­няемых предприятий далеко не всегда имел достаточно со­держательное обоснование. Поэтому проблема их взаимо­действия и превращения в еди­ный экономический организм, одной из целей функциониро­вания которого является получение оптимальной совокупно­сти прибыли, пока еще не ре­шена.

Форма организации взаимо­действия предприятий, входя­щих в большинство российских компаний, известна в мире как "мягкий холдинг". Он предпо­лагает, что дочерние структуры практически независимы друг от друга в том смысле, что их производственная деятель­ность и маркетинг не согласо­ваны в рамках единого страте­гического подхода. При такой ситуации главная цель созда­ния ВИНК практически теряет­ся, но предприятия получают полную возможность оптими­зировать результаты своей де­ятельности.

Такая форма организации не очень распространена в миро­вой практике и возникает в за­рубежных компаниях на опре­деленных стадиях их развития, когда отдельные предприятия достигают той степени зрелости, при которой любое вмеша­тельство в их деятельность со стороны компании может только ухудшить положение, или компания становится настоль­ко большой, что не в состоянии эффективно управлять всеми своими предприятиями. Как правило, такое положение воз­никает только с отдельными предприятиями компании, ко­торые остаются в ней в основ­ном для сохранения привычной на рынке торговой марки и, возможно, для поддержания и использования установивших­ся связей в информационной и финансовой сферах.

Причина, по которой россий­ские компании находятся в со­стоянии "мягкого холдинга", имеет другое происхождение. Она. объясняется уже упоми­навшимся одномоментным "директивным" их образовани­ем. Создалась такая ситуация, когда различные предприятия нефтяного комплекса, сохра­няя свои болезни, были слиты в новые организационные струк­туры, призванные эти болезни вылечить. Однако механиче­ское слияние пока не приносит ожидаемых плодов.

Конечно, как будет сказано ниже, такое обобщение не может касаться всех российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний, так, например, НК «ЛУКойл» с 1995 года успешно проводит политику консолидации с целью ужесточения централизации управления в компании.

Важной уникальной особен­ностью российских нефтяных компаний является то, что они функционируют в условиях двух существенно отличаю­щихся друг от друга ценовых условий на сырую нефть. В то время как внутренние рознич­ные цены на неэтилированный бензин А-92 достигли амери­канского уровня, а оптовые в определенные периоды превы­шали цены в Роттердаме, цена на сырую нефть остается существенно ниже мировой. После неоднократных повышений и достижения потолка платеже­способного спроса она не пре­вышает 60% от мировой цены (с учетом акциза).

Ситуация с ножницами цен стимулирует нефтедобываю­щие предприятия и нефтяные компании максимизировать экспорт сырой нефти. Однако этому препятствуют техниче­ские возможности существую­щей транспортной системы, которая уже близка к насыще­нию. Кроме того, экспортная ориентация нефтедобычи ста­вит под удар сложившуюся систему нефтепродуктообеспечения, перестройка которой может быть очень болезненной для всей экономики. Возмож­ности экспорта нефтепродук­тов с российских НПЗ также имеют предел в силу высоких производственных затрат, что делает их ограниченно конкурентоспособными, да и то только при закупке сырой неф­ти по внутренним ценам (сред­няя цена набора нефтепродук­тов, получаемых из одной тон­ны сырой нефти на российских НПЗ, на 30-40% ниже среднемировой). Поэтому перед рос­сийскими ВИНК стоит задача нахождения оптимального ба­ланса между экспортом (в пре­делах транспортных возможно­стей), поставкой на свои и дру­гие НПЗ и производством неф­тепродуктов для удовлетворе­ния внутреннего спроса и эко­номически эффективного экс­порта.

Необходимо указать на еще одну существенную особен­ность российских ВИНК – достаточно высо­кую степень государственного участия, которая остается, не­смотря на проводимые залого­вые и другие аукционы. Это происходит не только из-за на­личия государственных паке­тов акций и участия государст­ва в управлении компаниями, но и вследствие природы рос­сийских компаний. Практиче­ски почти все их активы были созданы за счет государствен­ного бюджета, т.е. за счет общества, которое не получило в результате приватизации адек­ватной компенсации. Поэтому, даже если государство уступа­ет свои пакеты акций, оно бу­дет иметь поддерживаемое об­ществом моральное право (ко­торое несложно превратить в законодательные акты) пред­писывать компаниям опреде­ленную деятельность, противо­речащую их экономическим ин­тересам, как это было, напри­мер, в случае с товарным кре­дитом сельскохозяйственным предприятиям. Однако, с расширением участия в акцио­нерном капитале ВИНК частных и иностранных инвесторов вли­яние государства осла­бевает вместе со снижением его первоначальной доли в компаниях.

Перейти на страницу: 1 2 3

Прочитайте также:

Новый путь России
Одновременно с эволюцией человечества развивалась и наука управлять! Эффективность управления любой сферой общественой деятельности означает поиск оптимального варианта для достижения общественно полезной цели. Экономический выбор ...

Общая теория глобализации
Коротко об авторе Делягин Михаил Геннадьевич, 1968 г.р., д.э.н.. В 1990-93гг. - эксперт Группы экспертов Б.Ельцина, с 1994 - главный аналитик Аналитического управления Президента России, с 1996 - референт помощника Президен ...

2021 : www.suncg.ru : (c) Все права защищены законодательством!