Содержание

Негодные альтернативы

Существующие подходы к регулированию занятости и безработицы могут быть сведены к нескольким отличным друг от друга моделям.

Первая из них – модель внегосударственного обеспечения избыточных работников. Суть этой модели, наиболее характерной для беднейших стран, состоит в полном устранении государства от проблемы занятости. Бремя содержания «лишних» людей целиком перекладывается на семьи, родственные планы. Да и само общество, как правило, устроено таким образом, что работа, пусть и с ущербом для производительности труда, делится между возможно большим числом работников. Огромную роль играет натуральное хозяйство, заработки внеформальном секторе. Описанная картина, пусть и не полностью, характерна для самых неблагополучных регионов России.

Следующая модель смягчения последствий безработицы. Безработица признается вредным, но, увы, неизбежным побочным эффектом современной экономики, таким же, как, например, загрязнение окружающей среды. Государство ограничивает свою роль компенсацией пострадавшим материального ущерба. Применительно к безработным в качестве такой компенсации выступает пособие именно к этой модели, заимствованной из опыта Западной Европы, тяготело государственное регулирование занятости в России в начале 90-х годов. Подобный подход вначале обычно бывает мил и работающим, т.к. обеспечивает им высокие заработки /в обмен, конечно, на высокую производительность труда/, безработным, т.к. гарантирует выплату пособий. Однако вскоре недовольными оказываются и те и другие. Первые – высокими ставками налогов, с которых в конечном счете и черпаются пособия, вторые – слишком малыми пособиями и фактическим поражением в социальных права. Этот хорошо известный на Западе цикл пореформенная Россия прошла особенно быстро.

В модели создания рабочих мест лежит иллюзорное убеждение в том, что проблемы занятости можно решить простым увеличением инвестиций в создании рабочих мест. Однако не все так просто. Увеличение числа рабочих мест само по себе еще не гарантирует улучшение ситуации даже в сфере занятости, не говоря уже об экономике или обществе в целом. Этому имеется немало свидетельств.

Важна, например, не только численность, но и структура рабочих мест. Увеличение числа рабочих мест, малопривлекательных для жителей крупных городов, неизбежно ведет к притоку в них иммигрантов из более бедных регионов страны или зарубежных государств. Это порождает непростые социальные проблемы, влечет за собой бурное развитие теневой занятости и самых жестоких форм эксплуатации. Приток работников в одни регионы может приводить к непоправимому упадку других. Кроме того, на смену увеличению числа рабочих мест, вызванному временным улучшением конъюнктуры, всегда может прийти к их сокращению. Количественные флуктуации не перерастают качественные сдвиги до тех пор, пока не удается достигнуть необходимого уровня развития институтов и механизмов регулирования занятости. Эта модель, как и модель безработицы, не может служить основой государственной политики занятости в ближайшее десятилетие.

5.2. Государство – стратег и координатор

Альтернативой вышеописанным и, как представляется, изрядно устаревшим подходам к регулированию рынка труда является комплексное регулирование обществом всех процессов, происходящих в сфере занятости, - подготовки кадров, создания рабочих мест, помощи в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграции и т.д. Реализация этой модели затрагивает интересы всего населения, а потому должна обеспечиваться и контролироваться обществом в целом. Государству нельзя оттеснять население, предприятия, учебные заведения от саморегулирования сферы занятости. Но только государство может осуществлять координацию действий населения, органов госуправления, негосударственных предприятий и общественных организаций для решения общих задач. Только государство может выработать институциональную политику – создание системы механизмов, правил, играя по которым все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в целом.

Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках. Список последних, как известно, весьма разнообразен и так или иначе связан с ограничениями права личности на свободную самореализацию – безработицей, работой не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т.д. Следует стремиться к тому, чтобы безработица не выходила за рамки фрикционной, иными словами, чтобы каждый гражданин, обладающий нормальной трудоспособностью, в случае потери работы мог в короткий срок подыскать себе подходящее рабочее место. При этом, разумеется, государство не должно самоустраняться от помощи в трудоустройстве инвалидов и других социально незащищенных групп населения.

Перейти на страницу: 1 2

Прочитайте также:

Экономика Испании - стабилизация и развитие
В экономическом развитии Испании за 1991-1997 гг. четко просле живаются два различных по тенденциям и результатам периода. Пер вый (1991-1993) характеризовался циклическим спадом промышленно то производства и последующей глубокой депрессие ...

Особенности учета и аудита на предприятиях общественного питания
Общественное питание – совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции /1, с.1/. Предприятие обществ ...

2021 : www.suncg.ru : (c) Все права защищены законодательством!