Содержание

История развития пластиковых карт (карточек)

Первое теоретическое упоминание об использовании карт (card) как платежного средства появилось в Англии и относится к концу прошлого века (Looking Backwards. James Bellamy 1880).

На практике пионерами в этой области оказались США. Именно здесь в 20-х годах начали использовать прототип совре­менных карт.

Интересно то, что впервые карты появились не сфере бан­ковского, а в сфере нефтяного бизнеса: нефтяные компании (на бензоколонках), гостиницы, рестораны и компании по прокату автомобилей начали выпуск карт, как средства предоставления кредита своим клиентам. Эти карты имели строго ограниченное распространение как по видам услуг, так и географически. В на­стоящее время такие карты называются собственническими, «клубными» (proprietary), в отличие от универсальных карт (universal).

Первые карты изготавливались из картона или металла. Человек, пользующийся такой картой, получал значительные удобства в обслуживании и скидки при покупке товара. Фирма-эмитент получала постоянных клиентов и стабильные доходы.

С увеличением числа пользователей встал вопрос об учете и регистрации продаж по каждой эмитированной карте. Это вызвало к жизни процесс эмбоссирования карт (тиснение номе­ра карты, данных клиента, срока действия карты). Практически без изменения эмбоссирование сохранилось до наших дней и широко используется, в том числе и на смарт-картах. Первые карты с эмбоссированием изготавливались из металла, но вско­ре они были вытеснены пластиковыми картами, так как после­дние оказались более практичными.

Однако эти карты не были еще платежным средством. Они подтверждали принадлежность пользователя к той или иной системе учреждений сферы обслуживания. Использование «клуб­ных» карт широко распространено и в наше время.

Первую универсальную карту в 1951 году выпустил неболь­шой нью-йоркский банк Long Island. Первая универсальная карта большого банка Bank of America (в настоящее время Bank America) прошла испытания в Калифорнии в 1956 году.

Успех на региональном уровне убедил Bank of America e перспективности затеи, и с 1966 года он начал продажу лицен­зии на использование карточной технологии другим банкам. С этого времени начинается бурное развитие этого вида банковс­ких услуг.

С точки зрения производства карты мало чем отличались от предыдущих, но по своим функциям это были совершенно новые карты.

Фактически, выпуск первых универсальных карт можно считать моментом рождения «пластиковых денег».

Положение, при котором Bank of America имел преимуще­ство, быстро перестало устраивать другие банки, и в 1970 году Bank of America под давлением со стороны лицензированных им банков согласился передать контроль над бизнесом карт новой организации банков - National BankAmeriCard.Inc (NBI), в ко­торой он был лишь одним из членов. В 1977 году название NBI было заменено на Visa USA Inc

Изменение имени имело огромное значение , не только по­тому, что оно стерло последние ассоциации с банком-прароди­телем, но также потому, что это событие открыло дорогу широ­кому распространению карт Visa в США и за рубежом.

В то время как Bank of America преуспевал в своей нацио­нальной программе карт, конкурирующие банковские группы решили не оставаться в стороне, и в 1966 году 14 нью-йоркских банков учредили организацию Interbank Card, Inc., 4 калифор­нийских банка - организацию Western States Bankcard Association (в качестве имени для своей карты они выбрали Master Charge). После серии объединений на базе этих двух организаций воз­никло то, что во всем мире хорошо известно под именем MasterCard.

Обе организации с момента учреждения приняли уставные решения не принимать в свои ряды банки-члены организации-конкурента, и потребовалось 10 лет (с 1966 по 1976) и несколько судебных процессов, чтобы двойное членство было разрешено. Дальнейшее сотрудничество Visa и MasterCard в большей степе­ни было вызвано их общими интересами в борьбе с небанковс­кими картами конкурентов, в первую очередь proprietary кар­той Discover, выпускаемой American Express и Sears. В 1984 и 1985 годах представители обеих организаций согласовали принципы свободного электронного обмена транзакциями и пришли к со­гласованию некоторых технических стандартов. Все это позво­лило Visa и MasterCard начать выпуск общего бюллетеня для торговых учреждений, содержащего список карт, запрещенных к приему (так называемый «hot list» или «stop list», или «warning list»).

Перейти на страницу: 1 2 3

Прочитайте также:

Анализ критерия логистической системы Just in time
“Логистика (logistics) — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производства, внутрипрои ...

Конфликты, возникающие внутри организации
В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, ...

2023 : www.suncg.ru : (c) Все права защищены законодательством!