Содержание

Реформа кредитно-банковской системы 1930-32, 1987-95 и 98 гг.

Кредитная реформа 1930 г. преследовала 2 главные цели: ус-тановление принципа демократического централизма и работе бан-ков и концентрация кредитного, расчетного и кассового обслужи-вания народного хозяйства в одном общенациональном банки. В связи с этим реформа проводилась по следующим направлениям:

- ликвидация взаимного товарного кредитования и замена коммерческого кредита банковским;

- сосредоточение в одном государственном банке — Госбанке — ресурсов для краткосрочного кредитования;

- превращение безналичных расчетов, осуществлявшихся с по-мощью банков, в основной вид денежных расчетов между предприятиями и организациями при минимальном использо-вании наличных денег в расчетах;

- перестройка банковского аппарата по (функциональному признаку, с четким разграничением функции по краткосроч-ному кредитованию производства и долгосрочному кредито-ванию капитальных вложений.

В 1930 г. Госбанку были переданы краткосрочные операции кооперативных банков, преобразованных в банки долгосрочных вложений. На базе Центрального сельскохозяйственного банка СССР был организован Всесоюзный сельскохозяйственный коопера-тивно-колхозный банк. Все операции по краткосрочному кредито-ванию сельского хозяйства перешли к Госбанку. На основе сель-скохозяйственных кредитных товариществ были созданы отделения Госбанка практически во всех районах страны.

Таким образом, Госбанк превратился в институт краткосроч-ного кредитования, расчетный и кассовый центр.

Однако следует отметить, что кредитная реформа 1930 г. бы-ла оторвана от реальности по своей идеологии и организационным принципам, что и создало ситуацию, при которой народное хозяй-ство не смогло функционировать нормально. Резко возросли неза-казанные, некомплектные поставки, катастрофически повысилась кредитная эмиссия.

В 1931 — 1932 гг. кредитная реформа стала осуществляться несколько иным путем: предприятия стали наделяться собственны-ми оборотными средствами за счет предоставляемых Госбанком кредитов, которые погашались выплатами из госбюджета в течение 1932 - 1938 гг. собственные и заемные средства стали разграни-чиваться на расчетном и ссудном счетах, открываемых банком ка-ждому хозрасчетному предприятию; вместо автоматической оплаты продукции поставщиков основной формой расчетов стал акцепт— перечисление средств на счет поставщика после получения согла-сия покупателя оплатить отгруженный товар; было отменено кре-дитование "под план", дававшее практически неограниченную воз-можность притока кредитов в экономику.

С мая 1932 г. финансирование и кредитование капитальных затрат стали осуществляться четырьмя всесоюзными банками дол-госрочных вложений: Всекобанком, Промбанком, Сельхозбанком, Цекомбанком.

Образованная в 30-е гг. кредитная система, претерпев неко-торые изменения, просуществовала вплоть до 1988 г.

В связи с перестройкой экономических отношений во-второй половине 80-х гг., переводом банков на полный хозрасчет и са-мофинансирование в конце 1987 г. была проведена реорганизация банковской системы страны, заключавшаяся в изменении функции Госбанка СССР и создании с 1 января 1988 г. специализированных банков для обслуживания отдельных отраслей народнохозяйствен-ного комплекса: Банка внешнеэкономической деятельности СССР, Промышленно-строительного банка, Агропромышленного банка, Бан-ка жилищно-коммунального хозяйства и социального развития, Банка трудовых сбережений и кредитования населения.

Многие из функций ранее, выполнявшихся Государственным банком СССР, были переданы специализированным банкам. Однако после проведенной реорганизации он остался главным банком и единым эмиссионным центром страны.

Становление банковской системы второго периода происходило в основном спонтанно. Принятый в 1991 г. закон о банках и бан-ковской деятельности к концу 1995 г. уже серьезно отставал от происходящих изменений в кредитно-финансовой сфере.

В конце 80-х гг. в условиях перехода к рыночным отношениям возникла реальная необходимость создания качественно иной кре-дитной системы, которая отвечала бы новым требованиям и позво-ляла бы аккумулировать достаточные средства для развития оте-чественной экономики. Процесс формирования двухуровневой бан-ковской системы наметился еще в 1989 г., когда были образованы первые коммерческие банки. В начале 90-х гг., после принятия законов Российской Федерации "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности", современная двухуровневая банковская система окончательно сформировалась. Были созданы Центральный банк Российской Федерации, составив-ший ее первый уровень, и коммерческие банки — второй уровень.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был образован 2 декабря 1990 г. Его деятельность строится на осно-ве действующего законодательства и устава банка и направлена на решение задач, связанных с формированием и реализацией де-нежно-кредитной политики, стабилизацией денежного обращения, Банк России, являясь эмиссионным центром страны, обладает мо-нопольным правом выпуска в обращение и изъятия из оборота на-личных денежных знаков в форме банкнот и монет, определяет их достоинство, отличительные признаки, порядок уничтожения, пра-вила перевозки, хранения и инкассации.

В мае 1995 г. был принят новый Федеральный закон "О Цен-тральном банке Российской Федерации", а в феврале 1996 г. — Закон "О банках и банковской деятельности в Российской Федера-ции", которыми Банк России руководствуется в настоящее время.

На протяжении текущего десятилетия отмечался быстрый рост численности коммерческих банков: первые банки были созданы в 1989 г., а к маю 1996 г. их число достигало уже 2600. Из них 20% было учреждено на базе специализированных банков, а 80% создано "с нуля". Значительное развитие получила их филиальная сеть (5680 филиалов), свыше 80% которой приходится на филиалы Сбербанка.

Рост численности коммерческих банков обусловлен увеличени-ем числа акционерных банков. Если на первых порах коммерческие банки создавались в основном как паевые, то к середине 1996 г. свыше 40% действующих в России банков являлось акционерными.

В настоящее время кредитно-банковская система России сфор-мирована преимущественно из банковских институтов; доля кре-дитных учреждений не достигает 1 % (всего 22 кредитных учреж-дения).

В 1995 г., который считается поворотным в истории развития банковской системы России, было создано лишь 36 новых банков, т.е. в 9 раз меньше, чем в предыдущем году. Россия перешла от интенсивного к экстенсивному пути развития банковской системы.

В качественно новых условиях перед национальной банковской индустрией как составной частью экономики России объективно стоят два принципиальных вопроса: во-первых, какую роль ей предстоит сыграть в осуществлении структурной перестройки эко-номики страны и, во-вторых, как она должна развиваться в буду-щем. Доминирующей тенденцией развития российских банков стано-вится активная концентрация капитала. Формируется ядро круп-нейших банков. На долю первых 30-ти по величине активов уже сейчас приходится 66% совокупных активов банковской системы.

Концентрация капитала и активов крупнейших банков сопрово-ждается их экспансией на международных рынках капитала. Неко-торые конкретные цифры показывают масштабы проникновения оте-чественных кредитных учреждений на международные финансовые рынки: на 1 января 1998 г. в общем объеме привлеченных россий-скими банками межбанковских кредитов доля иностранных банков составился 70,8%, за 1997 г. она увеличилась примерно в 1,5 раза.

Проводимая сегодня реструктуризация банковской системы вы-зывает необходимость продуманного адекватного ее регулирования со стороны ЦБ РФ с учетом норм международного банковского опы-та. Это должен быть комплекс эффективных мер, который может осуществляться по следующим направлениям.

1. С целью совершенствования нормативных условий и практи-ки формирования резервов под кредитные риски Банк России при-дает большое значение реализации положении инструкции "О по-рядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам", введенной с 1 февраля 1998 г.

4. Важное значение Банк России придаст надзору за рисками банковских групп на консолидириванной основе. В этих целях он зарегистрировал 12 мая 1998 г. положение "О консолидированной отчетности кредитных организации", завершив тем самым разра-ботку нормативной базы банковского надзора.

3. Банк России поддерживает процесс концентрации банков-ских капиталов в форме слиянии и поглощении. В этих целях 30 декабря 1997 г. определены правовые процедуры по реорганизации банков в Положении "Об особенностях в форме слияния и присое-динения". Однако оно должно быть дополнено специальным антимо-нопольным законодательством, применимым к рынку финансовых ус-луг.

4. В целях защиты банковской системы от проникновения пре-ступных капиталов Банк России будет добиваться выполнения кре-дитными организациями в полном объеме требований "Методических рекомендаций по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации" от 3 июля 1997 г. № 479 и предпри-мет меры по предотвращению незаконной утечки капитала из Рос-сии.

5. Для решения нетерпящей малейшего отлагательства задачи — восстановления платежной системы страны — Банк России провел 18 сентября операцию по расшивке банковских неплатежей (долги банков друг другу и клиентам превышают 30 млрд. руб.). Целью ее должно было стать частичное пополнение банков деньгами и восстановление расчетов между ними и их клиентами, задержка которых образовалась после замораживания госбумаг 17 августа. По предварительным подсчетам сумма выставленных картотек, т.е. неоплаченных банком требований клиентов, превысила 20 млрд. руб. (на 1/3 картотеки были закрыты).

К настоящему моменту ЦБ провел еще два тура банковских взаимозачетов. В результате Банку России удалось почти полно-стью ликвидировать неплатежи в российской банковской системе. Общая сумма исполненных платежей составила около 11,1 млрд. руб.

6. Банк России ведет активную работу над программой рест-руктуризации банковской системы. Одним из ключевых пунктов этой программы станет создание Агентства по реструктуризации, в управление к которому должны перейти контрольные пакеты про-блемных банков. Одной из функций этого Агентства является ре-структуризация проблемных банков, а также банкротства тех, ко-му Центробанк уже не сможет помочь.

Согласно этой программе коммерческие банки делятся на 4 категории. В первую группу вошли те банки, положение которых представляется нормальным (примерно 500 средних и мелких бан-ков). Во вторую группу вошли банки, у которых возникли серьез-ные, но решаемые проблемы с ликвидностью. К третьей группе от-носят тех, которым Банк России не сможет помочь и которые бу-дут ликвидированы, однако причинив при этом как можно меньше вреда вкладчиками и акционерам. В четвертую группу вошли бан-ки, которые, согласно программе, слишком велики, чтобы уме-реть, и их гибель несет слишком высокие социальные и экономи-ческие издержки.

Подводя итог проведенного анализа, следует констатировать, что на современном этапе идет структурная перестройка банков-ской системы, и это не должно стать кампанией, которая завер-шится в ближайшее время. Структурная перестройка должна про-должаться и дальше, чтобы российская банковская система смогла удовлетворить экономические потребности общества.

      Прочитайте также:

      Основные этапы эволюции экономической теории
      Эк. мысль возникла в условиях образования рабовладельческих государств. Тогда возникла частная собственность, деньги, торговля, рынок, цены. На востоке в 5-4 тыс. до н. э. были высказывания ученых, религиозных деятелей, касающиеся рабовлад ...

      Выработка стратегии для предприятия
      Курский молочный комбинат является крупнейшим производителем молочной продукции по Курской области. Он производит разные виды молочной продукции по Курской области. Отходы молочной продукции поставляются на ближайшие сельскохозя ...

      2020 : www.suncg.ru : (c) Все права защищены законодательством!